А может, Омуженки? Непримиримая женщина-воин! Этот образ будоражит умы ещё с далёких античных времён. Где же жили женщины-воительницы? Античные источники в своём большинстве указывают на южный берег нашего Чёрного моря. Частично, это территория Крыма и современной Турции. Происхождение амазонок. Вот что пишет об этом Геродот. У скифов выдался затяжной военный поход. После сокрушения мидян и двадцативосьмилетнего отсутствия, они, наконец, направились домой. По возвращении великие воины были неприятно удивлены, т.к. их жены, за время долгого отсутствия сильного пола, сошлись с рабами и уже успели вырастить молодое поколение, которое не пожелало принять своих господ, и завязалась война. Скифы смогли обратить восставших в бегство весьма оригинальным способом. Они бросили луки и доспехи, взяли в руки бичи и пошли на рабов. Полные решимости сражаться, но не ожидавшие такого подвоха, рабы не выдержали психологического давления и бежали. После подавления бунта рабов скифы изгнали своих жён. Например, Сергей Алексеев утверждает, что амазонками женщин-воительниц назвали греки, из-за особенностей речи, т.к. не могли выговорить слово "омуженки". А само название имеет праславянские корни и происходит от "омуженки" (возможно, - это мужественные женки(щины) или жёны, похожие на мужей (имеется в виду характер занятий, сила). Так же представляет интерес то обстоятельство, что местоимение «ома» с карельского переводится как "своя" (родная). Другими словами, с кем пришлось воевать скифам? Правильно, со своими (ома) родными жёнками.
Женщины племени, достигшие преклонных лет, которые уже не могли воевать и рожать, уходили на Север к Скифам в леса и назывались ягинями. Селились уединённо, занимались, в основном, врачеванием хворых и обучали молодых воинскому искусству. На новом месте они были чужыми. Помните, как баба-яга из сказок недовольно бурчит: «Русским духом пахнет»? Только чужеземка может так говорить. Но мы отвлеклись. Вот что пишет Евстафий, комментируя Илиаду: Ализонами предводительствовали Одий и Епистроф, издалека из Аливы, где родится серебро... Об этих ализонах весьма большие сомнения у древних. Вместо «из Аливы» некоторые пишут "из Халивов"..., а также и "из Халивы". Он (речь идет о Страбоне – В. В.) говорит также, что некоторые вместо «ализонов» пишут не только «олизонов», но и «алазонов» и что некоторые разумеют под ализонами скифов. Ясно, что от них (т.е. амазонок) получила начало и пословица "прекрасно действует хромой": амазонки, говорят, калечили ногу или правую руку у детей мужского пола. Когда скифы приглашали их жить с ними, как с неискалеченными, по Павсанию, то, говорят, Антианира, одна из амазонок, дерзкая и наглая, сказала: «прекрасно действует хромой», то есть что они довольны и хромыми. Другими словами, скифов также называли алазонами. Логично будет предположить, что жёны скифов – алазонки. А буквы «л» и «м» немудрено спутать. Это ещё одна теория.
Матриархат. Известно, что сарматские женщины принимали участия в войнах наравне с мужчинами. Очередное подтверждение этому – обнаружения разного вида оружия и конской сбруи в могилах сарматских (савроматских) женщин (такие захоронения были обнаружены даже на Северном Причерноморье и на Кавказе). А ведь Сарматы (IV в. до н.э. - IV в.н.э.) являлись родственным племенем тем самым Скифам (VII в. до н.э. - III в.н.э.), были в прямом смысле их потомками. Сарматские женщины были потомками скифов и грозных амазонок-омуженок. Античные историки пишут, что женщины племени Сарматов активно участвуют не только в общественной жизни, но и в военных конфликтах. Они искусные наездницы, владеют многими видами оружия и носят одежду, не отличающуюся от мужской. Эти воинственные женщины даже выходили замуж только после того, как убьют врага в бою. Безобидная традиция, правда? Хочешь замуж – убей римлянина или грека, и будет тебе женское счастье! Скифы и Сарматы в V в. до н.э., объединившись в союз, бились с персидским царём Дарием. Достоверно неизвестно, жили ли после изгнания воительницы с мужчинами или нет. Известно, что в будущем нехватку мужского начала и потребность в продлении рода они периодически восполняли набегами. Но об этом ниже. В любом случае, женщины занимали главенствующее общественное положение. Это было отдельное воинствующее государство, в котором царил матриархат. Правителями также избирали женщин. Самые известные из них – Антиопа, Ипполита (Главка, Меланиппа), Фалестра, Мирин, Молпадия, Пенфесилея.
Военные походы. Амазонки присутствуют на многих античных изображениях с историческими, реальными персонажами. Сохранились и изображения военных походов. Например, вторжение амазонок в Аттику. Женщины-воины участвовали в троянской войне на стороне Трои. По свидетельству того самого Геродота, греки пленили отряд амазонок и отправили их к себе домой на трёх кораблях в Грецию. По пути девы-воительницы перебили всю команду на кораблях и приплыли к ничего не подозревающим скифам, которых и начали нагло грабить. По правде говоря, эта история имеет изъяны в датировках. Либо принятая датировка появления скифов и, соответственно, омуженок является неверной (более поздней), либо троянская война произошла много позже. Амазонки так же в течение 4-х месяцев осаждали Афины. Плутарх рассказывает, что женщины-воительницы пришли к стенам города за своей царицей Антиопой, тайно увезённой Тесеем. Апогеем осады стала жестокая битва у городских стен, в которой Антиопа (некоторые источники говорят, что Ипполита и Антиопа– одно лицо) принимала участие на стороне греков (великая царица прониклась любовью к Тесею) и была убита своими соплеменницами. После смерти царицы смысла в дальнейшем продолжении кровопролития уже не было и амазонки отступили. По другому преданию Ипполита ("необузданная свободная кобыла", очень уважаемое имя) владела золотым поясом, за которым отправился сам Геракл. Это был его девятый подвиг, описанный Гомером в Илиаде. Пишут об амазонках и историки Рима, упоминая о значительных завоеваниях женщин-воинов в Азии. Успешно амазонки воевали с Ливией, Фрикией, Киликией. Также нападали на Ликию. Кажется, легче перечислить народы, которые не испытали ужаса от жестокости этого женского племени. Особенно, если брать во внимание свидетельства испанцев, что потомки амазонок добрались даже до Южной Америки. Некоторые историки утверждают, что именно название племени дало имя широкой и полноводной реке. Испанцы, в погоне за наживой, напали на очередное племя Южной Америки. Местные, недолго думая, позвали (и кого бы вы думали?), верно, потомков тех самых амазонок. Испанцы были поражены воинским искусством этих женщин. Их желание пленить хотя бы одну из них, чтобы показать на Родине католическим отцам так и осталось желанием. Конкистадорам «вписали по первое число», и они вынуждены были отступить, так и не завоевав племя, которому покровительствовали воинственные амазонки.
Продолжение рода. Но больше всех, если верить греческому историку Страбону, страдали гаргарейцы. Раз в год амазонки предпринимали набеги на это кавказское племя с одной единственной целью: зачать от мужчин детей. (Эх, мне бы талант художника! Написал бы картину: воинственные женщины в очередной раз грозной тучей надвигаются на поселение гаргарейцев, чьи жёны, уводя детей, уходят подальше. А оставшиеся мужчины, понимая всю неизбежность дальнейшего действа, стоят с опущенными головами. Эту картину я бы назвал "Опять!"). Если у воительницы рождался мальчик, его отсылали назад отцу (по другой версии и вовсе убивали). Эта тема, начиная со времён античности, обросла всевозможными мифами и легендами. Так, распространено заблуждение, что амазонки отрезали или выжигали правую грудь для удобства стрельбы из лука. Но на всех античных изображениях, рельефах, статуях и картинах воительницы предстают перед нами с парой грудей. Просто, одну из них, зачастую, закрывает (туго обтягивает) одежда. Много загадок было при жизни амазонок и ещё больше их стало после ухода женщин-воинов с исторической сцены... Источник
|
Добрый день ещё раз!
ОтветитьУдалитьПрежде всего хочу вас поблагодарить за указание источника в статье.
Если вас не затруднит, вы могли бы изменить и здесь ссылку источника на http://slavyane.org/history/amazons.html
Заранее благодарствую, Борис.